ДТП на перекрестке: кто виноват

11.1. Прежде чем начать обгон, водитель обязан убедиться в том, что полоса движения, на которую он собирается выехать, свободна на достаточном для обгона расстоянии и в процессе обгона он не создаст опасности для движения и помех другим участникам дорожного движения.

При пересечении траекторий обгоняющий будет в процессе обгона, данное требование нельзя игнорировать по отношению к поворачивающему.

11.2. Водителю запрещается выполнять обгон в случаях, если:

  • транспортное средство, движущееся впереди по той же полосе, подало сигнал поворота налево;
  • на регулируемых перекрестках, а также на нерегулируемых перекрестках при движении по дороге, не являющейся главной;
  • на пешеходных переходах;
  • на железнодорожных переездах и ближе чем за 100 метров перед ними;
  • на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними, а также в тоннелях;
  • в конце подъема, на опасных поворотах и на других участках с ограниченной видимостью.
к содержанию ↑

Требования для поворачивающего

8.1. Перед началом движения, перестроением, поворотом (разворотом) и остановкой водитель обязан подавать сигналы световыми указателями поворота соответствующего направления, а если они отсутствуют или неисправны — рукой. При выполнении маневра не должны создаваться опасность для движения, а также помехи другим участникам дорожного движения.

8.2. Подача сигнала указателями поворота или рукой должна производиться заблаговременно до начала выполнения маневра и прекращаться немедленно после его завершения (подача сигнала рукой может быть закончена непосредственно перед выполнением маневра). При этом сигнал не должен вводить в заблуждение других участников движения.

Подача сигнала не дает водителю преимущества и не освобождает его от принятия мер предосторожности.

13.12. При повороте налево или развороте водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по равнозначной дороге со встречного направления прямо или направо.

Как видите, при выполнении этих правил, исключается пересечение траекторий. Обгон просто напросто запрещен, если поворачивающий выполнил все требования Правил.

Развеем небольшой миф. «Подача сигнала не дает водителю преимущества и не освобождает его от принятия мер предосторожности.» Есть мнение, что данная фраза автоматически делает виновным поворачивающего, так как поворотник не дает преимущество.

Мнение не верно. Включенный поворотник не дает преимущество, но и не обязывает уступать дорогу.

В данном случае включенный поворотник запрещает выполнять обгон и такой обгон будет нарушением Правил.

к содержанию ↑

Преимущество

Участник движения нарушающий Правила не имеет и не может иметь преимущества перед участниками, движение которых осуществляется в рамках ПДД. Это относится не только к обгону.

Поворот без подачи сигнала поворота. Обгон на дороге, не являющейся главной.

«Преимущество (приоритет)» — право на первоочередное движение в намеченном направлении по отношению к другим участникам движения.

Обратите внимание — право на движение. В случае нарушения Правил, у обгоняющего нет права на обгон, и нет права на движение, соответственно и не может быть преимущества.

Ни у кого не возникает сомнений, что водитель, который едет прямо на красный сигнал светофора не имеет преимущества перед поворачивающими на зеленый сигнал. И никому не придет в голову обвинить поворачивающий автомобиль, так как он «не убедился в безопасности маневра».

Именно с такой формулировкой обвиняют водителя, поворачивающего налево, не смотря на то, что ее не существует в Правилах. Но она звучит убедительно и многие соглашаются с этим нарушением.

«При выполнении маневра не должны создаваться опасность для движения, а также помехи другим участникам дорожного движения.» — для поворачивающего и «в процессе обгона он не создаст опасности для движения и помех другим участникам дорожного движения» — для обгоняющего — это общие требования для выполнения маневров. Определяющими они могут быть только в случае отсутствия специальных регулирующих норм.

В обсуждаемой ситуации выполнение специальных норм исключает пересечение траекторий.

Включенный левый поворотник запрещает выполнять обгон, требования уступить дорогу обгоняющему в нарушение Правил нет и быть не может.

Мы пришли к простому и логичному выводу, виноват тот, кто нарушает.

Однако, существует одна ситуация, когда одновременно есть право обгона и право поворота налево с пересечением траекторий, а очередность проезда уже определяется по общим требованиям пунктов Правил 8.1 и 11.1. Об этом читайте в следующем материале.

Разрешен обгон и поворот налево

ДТП при перестроении: кто всегда виноват и как избежать проблем

Аварии при маневрировании, в том числе перестроении, стабильно набирают свой процент в общем числе ДТП за год. При этом виновник в случае с перестроением всегда определяется легко, поэтому нужно помнить об этом, собираясь менять полосу. Давайте выясним, кто всегда виноват в случае ДТП при перестроении и как этого избежать.

Мнение эксперта
Михайлов Дмитрий Ярославович
Юрист с 8-летним опытом. Специализируется в области уголовного права. Имеет опыт в защите в суде.

Для начала, как обычно, вкратце обозначим основные понятия. Согласно ПДД, перестроение – это «выезд из занимаемой полосы или занимаемого ряда с сохранением первоначального направления движения».

То есть неважно, пересекаете ли вы одну или две полосы либо съезжаете на обочину – выезжая из своей полосы без намерения повернуть, вы совершаете перестроение.

Пункты 8.1 и 8.2 ПДД описывают подготовку к перестроению. Планируя его, водитель заблаговременно до начала выполнения маневра должен подать сигнал поворотником (при его отсутствии или неисправности – рукой), а при выполнении маневра не должны создаваться опасность для движения, а также помехи другим участникам дорожного движения. Здесь же содержится еще одно важное замечание: подача сигнала не дает водителю преимущества и не освобождает его от принятия мер предосторожности.

Порядок выполнения перестроения регламентируется пунктом 8.4 ПДД: «при перестроении водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся попутно без изменения направления движения. При одновременном перестроении транспортных средств, движущихся попутно, водитель должен уступить дорогу транспортному средству, находящемуся справа».

Правило «помехи справа» иногда становится основным, что помнят начинающие водители при маневрировании и проезде перекрестков, и это провоцирует ошибки. В случае, если дорога сужается со стороны крайней правой полосы, водители, едущие по ней, совершают маневр перестроения, даже если движутся вдоль линии разметки справа, обозначающей границу обочины, а значит, обязаны уступить тем, кто движется по левой от них полосе.

То же самое касается ситуаций, когда водитель перестраивается с разгонной полосы. Пункт 8.10 отдельно указывает, что «при наличии в месте въезда на дорогу полосы разгона водитель должен двигаться по ней и перестраиваться на соседнюю полосу, уступая дорогу транспортным средствам, движущимся по этой дороге».

Исходя из правил, главным наказанием можно считать то, что нарушитель правил перестроения будет признан виновником ДТП. Однако это еще не все: за нарушение ПДД виновник будет наказан согласно части 3 статьи 12.14 КоАП: «невыполнение требования Правил дорожного движения уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения, влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере 500 рублей».

Термин «опасное вождение» появился в ПДД еще в 2016 году, и пусть наказание за него за эти четыре года так и не ввели, следует помнить о том, что официально запрещено правилами. Пункт 2.7 в том числе указывает, что водителю запрещается «опасное вождение, выражающееся в неоднократном совершении одного или совершении нескольких следующих друг за другом действий, заключающихся в невыполнении при перестроении требования уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения, перестроении при интенсивном движении, когда все полосы движения заняты, кроме случаев поворота налево или направо, разворота, остановки или объезда препятствия».

Проще говоря, правила запрещают подрезать и устраивать «шашки» на дороге. Ну а введение наказания за эти действия – все же вопрос времени.

Ехала на красный или заканчивала маневр: кто виноват в ДТП на перекрестке?

Вчера около 18:00 на оживленном перекрестке возле станции метро «Каменная Горка» в Минске случилось ДТП: столкнулись Hyundai и Honda. Машинами управляли две женщины, в Hyundai в специальных удерживающих устройствах находились двое детей. Момент столкновения попал на видео, хотя все равно остается вопрос: кто виноват в произошедшем?

к содержанию ↑

Что рассказал очевидец

— Это перекресток улиц Притыцкого, Кунцевщины и Лобанка, в районе станции метро «Каменная Горка». Я ехал по улице Притыцкого со стороны МКАД, передо мной на светофоре стояла Honda.

Загорелся зеленый сигнал светофора. Но слева на глубочайший красный ехал автомобиль Hyundai.

На перекрестке произошло столкновение, — рассказал корреспонденту Onliner.by очевидец.

Видно, что водитель Honda проехала стоп-линию, когда загорелся зеленый сигнал светофора. Она выехала на перекресток первой и столкнулась с двигавшимся с левой стороны Hyundai. Удар пришелся в район задней правой двери этой машины.

— Удар был достаточной силы: Hyundai развернуло, машина еще несколько метров прокатилась задним ходом после удара. Мне показалось, что разбилось одно из стекол. У Honda снесен бампер, не знаю, затронуло ли радиатор, — отметил наш читатель.

По его словам, в Hyundai был ребенок.

— Он находился на заднем сиденье и, как я понял, ударился головой, но крови я не видел, — добавил собеседник.

к содержанию ↑

Что сообщили в ГАИ

В ГАИ Фрунзенского района корреспонденту Onliner.by подтвердили информацию о ДТП. Там сообщили, что в Hyundai находились двое детей: девочки 2009 и 2016 годов рождения, обе были в специальных удерживающих устройствах.

— Водитель автомобиля Hyundai ехала по улице Кунцевщине со стороны улицы Матусевича в третьей справа полосе. По ее словам, она пересекала стоп-линию перед перекрестком на разрешающий сигнал светофора.

Но ехала за троллейбусом, из-за чего потеряла время. И, когда она выехала на перекресток, загорелся красный сигнал светофора, — рассказали в Госавтоинспекции.

Мнение эксперта
Михайлов Дмитрий Ярославович
Юрист с 8-летним опытом. Специализируется в области уголовного права. Имеет опыт в защите в суде.

— В это время с перпендикулярного направления, с улицы Притыцкого, на перекресток выехал автомобиль Honda. Водитель этой машины пояснила, что поехала на зеленый сигнал светофора и не видела Hyundai.

В результате произошло столкновение.

Медицинская помощь понадобилась младшей девочке в Hyundai. Ребенка доставили в больницу, по предварительной информации, у нее ушибы и порезы от разбитого стекла.

В Госавтоинспекции добавили, что никто из водителей не признал свою вину в этом ДТП. Проводится проверка, так как пострадал ребенок, материалы направлены в ГАИ города.

Ситуация неочевидна, даже с учетом того, что Honda поехала на зеленый. В соответствии с п. 107 Правил дорожного движения, при включении разрешающего сигнала светофора водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, завершающим движение через перекресток. Видео очевидца мы направили в Госавтоинспекцию.

к содержанию ↑

Что рассказала водитель Honda?

Корреспонденту Onliner.by удалось связаться с водителем Honda, участвовавшей в этой аварии. Девушка рассказала, что, хоть на ее машине и установлены номера 2-го региона, она живет и работает в Минске, в городе хорошо ориентируется, знает особенности перекрестка, где случилось ДТП, так как достаточно часто через него проезжает.

— Я была первой в ряду. Загорелся зеленый, я начала движение.

Я видела перекресток, видела, что слева приближается троллейбус. Он поворачивал и никак мне не мешал — я это понимала и продолжала движение прямо.

На перекрестке смотрела, разумеется, вперед. И совершенно неожиданно для меня перед машиной появился этот Hyundai.

Я нажала на тормоз, но там были доли секунды. Последовал удар, — рассказала собеседница.

Она сообщила, что сама вызвала ГАИ на место происшествия.

— У меня было шоковое состояние. Подошел мужчина, спросил, все ли со мной в порядке.

Я даже не увидела, на какой он был машине: очевидец, опубликовавший видео (я с ним сегодня связывалась), рассказал мне, что этот человек был на белом микроавтобусе. Возможно, он тоже видел, как произошла авария, и откликнется, — предположила наша читательница.

— Затем приехал сотрудник ГАИ. Он долго разговаривал с другим водителем, так как в той машине были дети.

Мне инспектор сказал, что я должна была соблюдать п. 107 ПДД.

Но я просто не видела эту машину. Весь транспорт с того направления уже проехал перекресток, оставался только троллейбус.

Я начала движение на зеленый свет — в чем я виновата? Просто не представляю, откуда появился Hyundai.

Девушка рассказала, что не знает, что будет дальше.

— К счастью, никто в Hyundai, как мне сказали, не получил серьезных травм. Я тоже не пострадала, только шок, вчера был нервный срыв. Я знаю, что материалы передали в городскую ГАИ, но не исключено, что их вернут для рассмотрения в район. Пока меня никуда не вызывали, сказали, что позвонят, — добавила собеседница.

Читайте также:

Auto.Onliner теперь в Telegram! Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Как определяется виновник в аварии на перекрестке

Случаи ДТП на перекрестке во время поворота транспортного средства налево крайне распространены. Чаще всего такие явления происходят по причине несоблюдения общепринятых правил. Иногда очень сложно определить виновного в происшествии. Для этого учитывают целый ряд разных факторов и обстоятельств.

к содержанию ↑

Основные причины

Чтобы выяснить, кто виноват в ДТП при повороте налево, следует определить, как произошла авария. Перекресток считается участком трассы повышенной опасности, ввиду чего от каждого водителя требуется соблюдение мер предосторожности и движение в соответствии с нормами ПДД.

К наиболее распространенным причинам ДТП при повороте налево относятся:

  • Игнорирование водителями дорожной разметки или ограничивающих знаков;
  • Движение на запрещающий сигнал светофора;
  • Превышение допустимой скорости;
  • Обгон на участках с поворотом;
  • Выезд на встречную полосу.

По статистике, чаще всего авария на перекрестке случается на нерегулируемых участках дорогих. В местах, где используются светофоры либо работает регулировщик движения, частота ДТП значительно ниже.

к содержанию ↑

Как определяют вину водителя

Рассматривая, кто виноват в ДТП на перекрестке при повороте налево, нужно отметить, что очень часто такие происшествия случаются из-за того, что автомобилист недостаточно хорошо осведомлен о ПДД. Это является одним из факторов, влияющих на вероятность того, что он будет признан виновником.

Помимо этого, учитывают специфику участка, на котором произошла авария.

Регулируемые перекрестки

Движение автомобилей, в том числе и повороты налево, контролируется светофорами. Поэтому перед совершением каких-либо маневров водителю следует удостоверится в том, что он видит соответствующих сигнал.

Важно знать! Автомобилист признается виновным в случае, если он начал движение на запрещающий свет. В норме, перед поворотом влево он обязан уступить дорогу ТС, едущим по встречной полосе.

Нередко случается так, что светофор не работает. Тогда он постоянно подает желтый сигнал. В этом случае водителям нужно соблюдать правила пересечения нерегулируемых перекрестков.

Чтобы определить виновника аварии, необходимо выяснить, кто начал двигаться на запрещающий цвет светофора. В этих же целях учитываются другие обстоятельства ДТП и составляется подробная схема.

Нерегулируемые перекрестки

Если участок не оснащен светофором и на нем нет регулировщика, то в данном случае водитель должен двигаться в соответствии со знаками приоритета. К числу наиболее распространенных относятся «Главная дорога» и «Уступи дорогу».

Мнение эксперта
Михайлов Дмитрий Ярославович
Юрист с 8-летним опытом. Специализируется в области уголовного права. Имеет опыт в защите в суде.

При наличии таких знаков автомобилист обязан пропускать ТС, которые приближаются с правой стороны. В случае выполнения поворота налево необходимо удостовериться в отсутствии машин на встречной полосе.

Внимание! Водитель признается виновным, если он, как и на регулируемом перекрестке, нарушил правила пересечения. Только в данном случае учитываются не сигналы светофора, а расположенные на территории предупреждающие знаки.

Т-образные участки

Виноватым в ДТП на таких перекрестках будут признаны водители, которые поворачивают налево на главную магистраль. В соответствии с требованиями ПДД, они обязаны пропустить едущих по основной дороге.

Помимо этого, вина автомобилиста будет признана при условии, что он поворотом не занял крайнюю полосу. Обычно это приводит к столкновению с машинами, которые двигаются в том же направлении по главному участку.

При обгоне

Такой маневр на перекрестках допускается далеко не во всех случаях. Из-за этого разобраться, кто спровоцировал аварию, очень трудно. Чтобы определить в ДТП при обгоне, кто прав, нужно учитывать несколько обстоятельств.

В первую очередь это касается наличия сигналов, указывающих на то, что авто собирается повернуть влево. Если таковые были включены, то автомобиль нельзя обгонять, так как это приведет к столкновению.

Тогда виновником будет признан водитель, совершивший неправомерный маневр, не собираясь двигаться в сторону. Если же сигнал отсутствовал, то вина возлагается на того, кто предпринял попытку повернуть влево.

Выяснить, кто виноват в ДТП при обгоне и повороте налево сложно, если на перекрестке отсутствуют светофоры. В качестве доказательства того, что автомобилист не совершил неправомерных действий, могут использоваться данные с видеорегистратора или камер фиксации.

к содержанию ↑

Меры ответственности

Следует учитывать, что наказания за ДТП при развороте налево вне перекрестка и на нем отличаются. В данном вопросе все зависит от тяжести происшествия, наличия пострадавших и характера совершенного водителем нарушения.

При разборе аварии зачастую обнаруживается, что ПДД не соблюдалось обеими сторонами. Однако ответственность в любом случае понесет один из автомобилистов.

Важно знать! При ДТП без пострадавших виновнику грозит административный штраф. Если водитель был задержан за рулем пьяным, его могут лишить прав. Также его обязывают возместить материальный ущерб потерпевшей стороне. Если в результате ДТП другие участники движения получили тяжелые телесные повреждения, против виновника могут возбудить уголовное дело. В случаях с летальными последствиями суд назначит наказание в виде ограничения либо лишения свободы.

к содержанию ↑

Спорные ситуации

Мнение эксперта
Михайлов Дмитрий Ярославович
Юрист с 8-летним опытом. Специализируется в области уголовного права. Имеет опыт в защите в суде.

Бывают различные обстоятельства, способные повлиять на возможность совершения маневров на дороге. Поэтому не всегда удается определить с помощь схемы, кто виноват в ДТП при повороте налево.

Спорные моменты возникают при условии, если оба водителя совершили действия, которые привели к аварии. В этом случае оценить, чье нарушение больше повлияло на исход ситуации, практически невозможно.

Обычно это происходит, когда автомобиль начинает движение на разрешающий сигнал, но не успевает окончить маневр. В такой ситуации он старается завершить поворот налево быстрее, что может привести к столкновению с другими ТС.

На первый взгляд кажется, что вина этого водителя доказана, но на самом деле такой случай свидетельствует о том, что второй автомобилист также не учел предупреждающий сигнал.

В целом, существует множество спорных ситуаций. Во многих из них доказать правоту одного из участников аварии практически невозможно.

к содержанию ↑

Как предотвратить ДТП

Чтобы уменьшить риск попадания в дорожное происшествие, поворот налево на перекрестке нужно производить в строгом соответствии с установленными правилами. Это позволяет обеспечить безопасные условия для пересечения проблемной зоны.

Не менее важно проявлять осторожность и следить за другими автомобилями, участвующими в движении. Благодаря этому можно своевременно заметить намерение ТС произвести разворот, обгон либо другой маневр и предотвратить столкновение.

Чтобы не попасть в ДТП, важно различать дорожную разметку, соблюдать скоростной режим. Движение нужно производить только при наличии разрешающего сигнала светофора, предварительно пропустив пешеходов и ТС, двигающихся по перпендикулярной полосе.

Поворот налево при пересечении перекрестка – распространенная причина аварий. Такие ДТП случаются из-за нарушения водителями ПДД. При определении виновных в происшествии учитывают различные обстоятельства и факторы. Автомобилисту, который спровоцировал аварию, грозит административная ответственность.

Как определить виновника ДТП на перекрестке?

Чтобы определить, кто виноват в ДТП на перекрестке, потребуется руководствоваться правилами движения, учитывая при этом даже малейшие нюансы и сопутствующие факторы. Впрочем, большая часть аварийных случаев на участках с пересечением дорог отличается типичностью, поскольку таковым предшествуют одни и те же распространенные нарушения.

Водителям полезно быть осведомленным об ошибках, наиболее часто совершаемых при проезде перекрестков, чтобы не только их избежать, но и при необходимости самостоятельно выявить виновника аварии.

к содержанию ↑

Основные причины аварий на перекрестках

Зоны, где дороги пересекаются друг с другом, считаются одними из наиболее опасных участков, проезд которых требует от автовладельцев особого внимания. Основной проблемой признается трудность в грамотном определении приоритета в движении, когда водители не могут сориентироваться, кто именно должен проехать первым.

Результат – столкновение автотранспортных средств. При этом авария на перекрестке опасна еще и тем, что таковая способна принять глобальный масштаб, поскольку другие водители могут не успеть затормозить, что приведет к катастрофе.

Проезжая зону пересечения дорог, автовладелец должен контролировать ситуацию на сто процентов. Обращать внимание, как на регулирующие знаки, так и на наличие светофора, а также помнить об основных правилах перемещения на таких участках автомагистралей.

Чаще всего аварийные случаи на перекрестках выступают итогом одних и тех же нарушений. В качестве основных причин ДТП в зоне пересечения дорог можно выделить следующие:

  • не верное определение приоритета в движении, когда пересекаются второстепенная и главная дороги, либо имеются указатели, регулирующие порядок;
  • пересечение перекрестка на недопустимый сигнал светофора (красный либо желтый) одним из участников транспортного случая;
  • превышение допустимого порога скорости;
  • обгон, в месте пересечения неравнозначных дорог.

На самом деле ситуаций и спорных моментов, связанных с ними, намного больше. А главной причиной можно однозначно назвать невнимательность водителя и поверхностное знание правил поведения на дорожной магистрали.

Автор статьи
Михайлов Дмитрий Ярославович
Юрист с 8-летним опытом. Специализируется в области уголовного права. Имеет опыт в защите в суде.
Следующая
ДругоеДосудебное соглашение о возмещении ущерба при ДТП: образец 2020 года

Добавить комментарий

Adblock
detector